Юлия Бравинова воспитывает двоих сыновей с аутизмом, Максима и Ярослава. Оба посещают Центр сопровождения школьников с ментальными особенностями «Дорогою добра». 

В свои 12 лет Максим может вести себя как трёхлетний ребёнок – любит прыгать, кричать, скакать по сугробам. Бывает, что такое поведение «детёныша носорога с характером ретривера» вызывает агрессивную реакцию у людей, рассказывает Юлия, но это особенности диагноза – «провисает эмоционально-волевая сфера». Учиться в школе – проблема.

DSC02759.JPG

Юлия, какой школьный опыт у вас был до того, как вы попали в программу поддержки детей школьного возраста «Дорогою добра»?

Мы изначально не думали про государственную школу. Хотели сразу частную. Рассматривали Вальдорфскую, Монтессори. Как более гибкий подход к ребёнку. Всё-таки не когда ребёнок - галочка в отчёте или в плане. А когда видят его личность. Но особых детей нигде не принимают с распростертыми объятиями. В Москве, где мы жили несколько лет, конечно, есть прекрасные школы. Но главная проблема там - логистика. То есть ты можешь найти что-то прекрасное, но на другом конце Москвы.

И тогда, если у тебя достаточно сил, ты берешь других родителей, которые рядом, объясняешь, рассказываешь, вдохновляешь, чтобы им тоже захотелось. И они начинают хотеть. Я надеялась, что вместе мы сможем открыть лечебно-педагогический класс в государственной школе рядом с домом. И такую школу мы нашли. Нам выделили помещение, педагога. Это была школа для детей с нарушениями речи. Учились мы там год. Администрация называла наш класс ресурсным. Как человек, озадаченный прогрессом сына, я объясняла им, что это не совсем ресурс. Нужно что-то больше, чем один педагог. Нужны тьюторы. Нужны ассистенты. Нужна программа поддержки с альтернативной коммуникацией. Это большая-большая работа. В ответ я слышала: «У нас всё есть». В итоге мой ребёнок за год не запомнил ни одного одноклассника, выучил одну фразу «Самолёт летит в Париж». Этого, конечно, мало для развития. Я была готова сама найти ассистентов, тьюторов, кураторов для каждого ребёнка в этом классе. Чтобы они написали программы, увидели дефициты. Не получилось. И вот смотрю я как-то на Макса. А он сидит в этом крошечном классе на этом детском пластмассовом стульчике и не вписывается в этот стульчик…Результат - мы ушли. Ушли на семейное образование.

Было это накануне пандемии. А дальше наша семья стала постепенно терять ресурс. Закрытость дома привела нас всех к эмоциональному выгоранию. Нам просто стало всем не до образования. Детям. Нам с мужем. Я поняла, что далеко мы не уплывём без поддержки. И как только пандемия закончилась, мы приняли решение переехать. В город, который хотя бы не будет тратить наши силы на логистику.

В соцсетях я увидела, что в Кирове есть центр, куда можно вводить наших детей. Значит мы не приедем в чистое поле. К тому моменту у мужа был магазин с товарами для детей с аутизмом. В Кирове - родня и производство. Мы взяли и переехали.

Каким было первое впечатление, когда вы пришли в «Дорогою добра»?

Когда мы попали в «Дорогою добра» (мы пришли на рождественскую ярмарку), я увидела то, что всегда искала для Макса. Всю жизнь я наблюдала прекрасные садики и школы, где обычным детям классно и весело. А мы всегда за забором. И вот, наконец, нас пустили по другую сторону забора. Это была живая, настоящая и разноцветная жизнь. Я поняла, что хочу для своих детей. И до сих пор ни разу не ошиблась.

И когда в «Дорогою добра» началась это масштабная история с поддержкой школьников, я, конечно, сразу сюда побежала. Это и для Ярослава хорошая история, а для Макса и вовсе великолепная.

Какие изменения случились за год обучения?

Что произошло с ребёнком за этот год? Во-первых, он стал слышать фронтальную инструкцию, у него сформировалось поведение ученика. Академические знания он тоже подтянул: чтение, письмо. Главное, что теперь он знает своих одноклассников по именам, знает своего учителя, доверяет ему и обращается с вопросами. Это то неформальное уважительное общение между учителем учеником, которое основа настоящего образования. Камерность позволяет каждому ребёнку получить то, что ему нужно. Это гибкий индивидуальный подход.

Какие ещё изменения? Улучшилась речь, Макс стал видеть других людей, наблюдать за ними. У него этого не было никогда. Появились отношения с одноклассниками, чего тоже никогда не было. Сейчас Макс общается с Егором, Севой, у них бывают и конфронтации, иногда их даже разнимают, но это неагрессивное поведение, я внутренне радуюсь всему этому. Макс сейчас хорошо удерживает круг приветствия, не отвлекаясь. Выдерживает урок. Чётко разделяет, где учебная среда, где домашняя. Вокруг него люди, у которых свои границы, ему приходится это учитывать: нельзя хватать чужую еду, есть правила поведения – нужно делиться, просить разрешения взять чужую вещь. Наши педагоги уделяют внимание и таким важным моментам, на которых меня никогда не хватало - дни рождения и праздники. Это очень важно. Если ты живёшь в обществе. И очень важно, когда кто-то другой может делать то, чего ты не можешь для своего ребёнка.

Оба наших сына с удовольствием сюда мчатся. С Ярославом, младшим сыном, был опыт подготовки к школе. На занятия мы его несли за четыре конечности, забрасывали, закрывали дверь и убегали. Сейчас всё по-другому.

А что дальше? Как вы себе представляете дальнейшее обучение?

Сейчас Центр для нас - место, в котором хочется остаться. Мы, конечно, такая семья, которая кардинально что-то меняет каждые 5 лет, но на данный момент «Дорогою добра» - лучшее, чтобы я пожелала своим детям. Дальше пока не загадываю. Мне нравится подход Центра - сопровождение особого человека через всю жизнь от роддома до обучения, проживания и трудоустройства. И не просто сопровождение. А сопровождение, где внимательны к каждой мелочи. Я такого нигде не видела. И такой подход я очень ценю.

DSC02829.JPG

*____________________
Проект "Подготовка к школе и сопровождение в школьном обучении семей, воспитывающих детей с ментальными особенностями" реализуется при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» .

absolut-pomosh.png

Что такое быть волонтёром?

"За год волонтёрства в "Дорогою добра" я, например, научилась печь вафли, хотя раньше вообще не готовила. А ещё однажды раскрасила вместе с ребятами 50 шоперов, - рассказывает Настя про свой волонтёрский год и улыбается, открывая каждый новый слайд. 17.08.2024

РАДИ РАДОСТИ

- Ярик, ты кому хочешь передать шляпу - Ане или Карине? И взгляд Ярика начинает бегать по рамке с фотографиями. 02.03.2024

Хочешь менять мир, начни с себя

Так решили родители молодых людей с особенностями и стали думать о том, как устроить полноценную жизнь своих взрослых детей. Собрались и поехали во Владимир узнавать, как устроено постоянное сопровождаемое проживание. 29.02.2024